План:
I. Вступление: место Феклуши в системе образов пьесы «Гроза».
II. Основная часть:
а) происхождение и образ жизни Феклуши;
б) характерные черты ее поведения и мировоззрения;
в) функция образа Феклуши в раскрытии идейного содержания пьесы.
III. Заключение: значение образа Феклуши в контексте творчества Островского.
В пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза» каждый персонаж, даже самый незаметный, играет свою роль в создании общей картины жизни провинциального города Калинова. Среди них выделяется фигура Феклуши — странницы, которая, несмотря на эпизодичность своего появления, вносит важный вклад в раскрытие основных тем произведения.
Феклуша принадлежит к особой категории людей, которых в России XIX века называли странниками или божьими людьми. Это были бездомные скитальцы, живущие подаяниями и считавшиеся носителями особой мудрости. Феклуша ходит по домам состоятельных горожан, рассказывая им удивительные истории и получая за это еду и кров.
Главная особенность Феклуши — ее речь, представляющая собой причудливую смесь благочестивых рассуждений и невероятных выдумок. Она с одинаковой уверенностью рассказывает о «людях с песьими головами» и о приближении конца света из-за появления железных дорог. При этом Феклуша неизменно льстит своим благодетелям, называя Калинов «обетованной землей» и восхваляя добродетели местных купцов.
Роль Феклуши в пьесе многогранна. С одной стороны, она служит своеобразным связующим звеном между замкнутым миром Калинова и внешним миром, принося вести о происходящем за пределами города. С другой стороны, ее рассказы, полные нелепостей и преувеличений, подчеркивают невежество и ограниченность жителей «темного царства», готовых верить любым небылицам.
Особенно важно взаимодействие Феклуши с Марфой Кабановой (Кабанихой). Странница укрепляет Кабаниху в ее консервативных взглядах, поддерживая ее страх перед любыми изменениями. Это помогает автору глубже раскрыть характер Кабанихи и показать корни ее тиранического поведения.
Образ Феклуши в «Грозе» стал настолько ярким, что ее имя вошло в русский язык как нарицательное, обозначающее человека, распространяющего нелепые слухи под видом благочестивых рассуждений. Это свидетельствует о мастерстве Островского в создании запоминающихся характеров, даже среди второстепенных персонажей.
Таким образом, Феклуша, несмотря на свою кажущуюся незначительность, является важным элементом в системе образов «Грозы». Ее характеристика помогает читателю глубже понять атмосферу провинциального городка и психологию его обитателей, что в свою очередь способствует более полному раскрытию основной идеи произведения — критики косности и духовной ограниченности «темного царства».
Характеристика Феклуши из пьесы Островского «Гроза» для 10 класса (2 образец)
План:
I. Вступление: роль Феклуши в пьесе.
II. Основная часть:
а) образ странницы в русской литературе;
б) внешность и речь Феклуши;
в) отношение к купечеству и прогрессу.
III. Заключение: значение образа Феклуши.
Александр Островский в своей пьесе «Гроза» создал яркий образ странницы Феклуши. Хотя она не главный персонаж, её роль очень важна для понимания проблем, которые поднимает автор.
В русской литературе странники часто представляли народную мудрость. Но Феклуша у Островского совсем другая. Она говорит вроде бы правильные слова, но за ними нет ни настоящей мудрости, ни искренности. Даже имя героини выбрано не просто так — оно показывает, что Феклуша, хоть и немолода, но по уму как ребёнок.
Автор не описывает, как выглядит Феклуша, но можно представить, что она носит простую одежду или даже лохмотья, чтобы казаться святой. Говорит Феклуша слащаво, всё время использует слова вроде «сударь» или «ваша светлость». Так она пытается понравиться тем, с кем разговаривает.
Феклуша очень хвалит купцов, говорит, что они живут «праведно». Но на самом деле ей просто нужно, чтобы её кормили и давали ночлег. Она поддакивает Кабанихе и этим только усиливает её власть над другими. Феклуша не принимает ничего нового, считает, что только их образ жизни правильный. Она рассказывает небылицы о других странах, показывая, что совсем не разбирается в том, о чём говорит.
Образ Феклуши помогает понять, почему в городке продолжают править такие, как Кабаниха. Ведь есть люди вроде Феклуши, которые поддерживают старые порядки и называют самодуров праведниками. Феклуша не делает в пьесе ничего важного для сюжета, но её образ помогает лучше увидеть «темное царство» города.
Характеристика Феклуши в пьесе «Гроза» (3 вариант, кратко)
Феклуша — необычный персонаж в пьесе «Гроза» Александра Островского. Она странница, которая ходит по домам богатых купцов. Такие люди были частым явлением в то время, но обычно писатели не делали их важными героями. Островский же вывел Феклушу на сцену, чтобы показать, какая обстановка царит в городе.
Феклуша появляется в пьесе несколько раз. Сначала она хвалит дом Кабановых за щедрость, хотя зритель уже знает, что Кабаниха добра только к нищим, а своих домашних мучает. Потом Феклуша разговаривает с служанкой Глашей и рассказывает ей небылицы о других странах. Глаша верит всему, что говорит Феклуша, и это показывает, насколько закрыт мир жителей Калинова.
Самый важный разговор Феклуши — с Кабанихой. Странница рассказывает о том, что мир меняется, люди спешат куда-то, даже время идёт быстрее. Она считает, что это признаки конца света. Кабаниха соглашается с ней, и зритель понимает, что старуха тоже чувствует: её мир скоро рухнет.
Так через образ Феклуши Островский показывает страх перед переменами, который есть у жителей города. Имя Феклуша даже стало нарицательным — теперь так называют людей, которые рассказывают глупые истории под видом благочестивых рассуждений.