План:
I. Вступление: историческое значение комедии.
II. Основная часть:
а) сатирические приёмы в создании образов;
б) многогранность персонажей;
в) положительные герои как контраст.
III. Заключение: вневременная ценность произведения.
Комедия «Недоросль» стала первым в русской литературе произведением, где так остро и точно показаны социальные проблемы. Фонвизин создал галерею персонажей из разных слоёв общества: дворян, чиновников, слуг, и каждый из них раскрывает определённые пороки своего времени.
Автор использует интересный приём создания сатирических образов – «зоологизацию». Герои сравниваются с животными, подчёркивая их низменную природу: Скотинин мечтает о поросятах как о детях, а Вральман говорит, что жил среди лошадей. Речь персонажей также становится средством их характеристики. Простакова говорит по-разному с разными людьми: грубит слугам, сюсюкает с сыном, заискивает перед важными гостями.
При этом даже отрицательные герои не выглядят однобоко. Например, госпожа Простакова, при всей своей жестокости, искренне любит сына. Её предательство Митрофаном в конце пьесы вызывает даже некоторое сочувствие. А вот сам Митрофанушка из просто смешного недоросля превращается в настоящего деспота, отвергающего материнскую любовь.
Фонвизин не просто высмеивает пороки – он противопоставляет им положительных героев: благородного Стародума, честного Правдина, добродетельных Софью и Милона. Через них автор показывает, каким должно быть настоящее дворянство.
Что высмеивает Фонвизин в комедии «Недоросль» — 2 образец сочинения для 8 класса
План:
I. Вступление: значение образования в XVIII веке.
II. Основная часть:
а) проблема воспитания дворянской молодежи;
б) образ Митрофана на экзамене;
в) символическое значение названия.
III. Заключение: актуальность поднятой проблемы.
В XVIII столетии образование играло важнейшую роль в жизни дворянского сословия. Без должного обучения молодой дворянин не мог поступить на государственную службу и принести пользу отечеству. Именно поэтому Д.И. Фонвизин уделяет такое пристальное внимание теме образования в своей комедии «Недоросль».
Автор беспощадно высмеивает существовавшую в то время систему домашнего обучения. В восьмом явлении четвертого действия писатель показывает, к чему приводит формальный подход к образованию. Митрофан, которого мать якобы учила несколько лет, демонстрирует поразительное невежество. Его учителя – отставной солдат Цыфиркин, семинарист Кутейкин и немец Вральман – не способны дать ученику настоящих знаний. Да и сам Митрофанушка не проявляет ни малейшего желания учиться.
Сцена экзамена раскрывает всю глубину проблемы. Митрофан не может ответить даже на элементарные вопросы. Он не знает грамматики, не понимает арифметики, путается в простейших понятиях. При этом юноша демонстрирует грубость, лень и полное отсутствие стремления к развитию. Его единственное желание – поскорее закончить надоевший урок.
Название пьесы «Недоросль» приобретает глубокий символический смысл. В те времена недорослями называли молодых дворян, не достигших совершеннолетия. Но Фонвизин вкладывает в это слово новое значение. Его главный герой – недоросль не только по возрасту, но и по уровню развития. Он не способен мыслить, анализировать, принимать решения. Такой человек не сможет принести пользу обществу.
3 вариант сочинения (кратко)
Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» – это острая сатира на пороки российского общества XVIII века. В центре повествования находится семейство Простаковых, каждый член которого олицетворяет определенные недостатки дворянского сословия.
Госпожа Простакова предстает как властная и деспотичная помещица. Она груба с крепостными, называя их «ворами» и «канальями», но способна на лицемерие, когда это выгодно. Ее поведение меняется в зависимости от собеседника: с богатой племянницей Софьей она неожиданно становится «ласковой до самой низости». Под стать матери и сын Митрофанушка – шестнадцатилетний бездельник, которого Софья иронично характеризует как достигшего «последней степени своего совершенства».
Фонвизин мастерски использует говорящие фамилии для характеристики персонажей. Простаков олицетворяет трусость и малодушие, Скотинин – невежество и ограниченность. Даже учителя Митрофана показаны как люди безграмотные и ленивые, что отражает серьезные проблемы в системе образования того времени.