Пример сочинения 1
План:
I. Вступление: представление картины и ее исторического контекста.
II. Основная часть:
а) описание центральных фигур на картине;
б) характеристика воинов и их снаряжения;
в) роль Баяна в композиции.
III. Заключение: значение картины для понимания русской истории.
Виктор Васнецов в своей знаменитой картине «Баян» переносит нас в далекий 1185 год, когда князь Игорь готовился к походу против половцев. Художник мастерски воссоздает атмосферу того времени, показывая нам важный момент перед битвой.
В центре полотна мы видим князя Игоря, одетого в роскошные одежды – зеленый кафтан и красную накидку. Рядом с ним сидит его юный сын Святослав, что подчеркивает серьезность предстоящего сражения. Вокруг них расположились верные дружинники в полном боевом облачении – шлемах и кольчугах. У некоторых в руках щиты, топоры или сабли.
Особое внимание Васнецов уделяет деталям. Чистая одежда воинов – это дань древней традиции надевать новое перед важным боем. А большая деревянная чаша с ложками в центре круга напоминает о еще одном важном ритуале – хорошо поесть перед сражением.
Ключевой фигурой картины является Баян – народный сказитель. Васнецов изображает его в простой белой рубахе с золотой вышивкой и лаптях. Баян играет на гуслях, его лицо полно эмоций, рот широко открыт, а рука поднята вверх. Чувствуется, как своим рассказом он вдохновляет воинов на подвиги.
Картина «Баян» – это не просто иллюстрация исторического момента. Она заставляет нас задуматься о нашем прошлом, о мужестве и силе духа наших предков. Васнецов создал полотно, которое и сегодня вдохновляет зрителей, пробуждая интерес к истории и культуре Древней Руси.
2 образец сочинения по картине «Баян» Виктора Васнецова для 9 класса
План:
I. Вступление: историческая основа картины.
II. Основная часть:
а) описание главных героев;
б) символизм в картине;
в) эмоциональное воздействие на зрителя.
III. Заключение: значение картины в контексте времени ее создания.
Виктор Васнецов написал картину «Баян» в 1910 году, незадолго до начала Первой мировой войны и революционных событий в России. Художник обратился к древней истории, изобразив эпизод из «Слова о полку Игореве», но его полотно стало своеобразным пророчеством для современников.
Центральное место в композиции занимает фигура Баяна – седовласого сказителя в белой рубахе. Он играет на больших гуслях, воздев руку к небу, словно предупреждая о грядущих испытаниях. Вокруг него собрались князь Игорь, его малолетний сын и дружинники. Васнецов мастерски передает эмоции каждого персонажа: здесь и суровая решимость, и глубокая задумчивость, и даже скрытое горе.
Символичен пейзаж на заднем плане картины. Серое небо с быстро несущимися облаками создает тревожное настроение. Ветер, развевающий волосы Баяна, словно предвещает бурю. Эти природные образы усиливают драматизм момента и намекают на трагический исход похода князя Игоря.
Васнецов уделяет большое внимание деталям одежды и вооружения. Богатый наряд князя Игоря контрастирует с простой одеждой Баяна. Кольчуги, шлемы и оружие воинов выписаны с исторической точностью, что позволяет зрителю полностью погрузиться в атмосферу Древней Руси.
Картина «Баян» – это не только художественное произведение, но и глубокое размышление о судьбе России. Созданная накануне великих потрясений, она словно предупреждает о грядущих испытаниях и призывает помнить уроки прошлого. Васнецов создал полотно, которое и сегодня заставляет задуматься о связи времен и ответственности каждого за судьбу своей родины.
Сочинение по картине «Баян» Виктора Васнецова, 9 класс (3 вариант)
План:
I. Вступление: представление картины и ее исторического контекста.
II. Основная часть:
а) описание композиции картины;
б) характеристика главных персонажей;
в) символизм природы и деталей.
III. Заключение: значение картины в творчестве Васнецова и русском искусстве.
Виктор Васнецов, создавая картину «Баян» в 1910 году, обратился к далекому прошлому Руси. Художник изобразил эпизод, предшествующий походу князя Игоря против половцев в 1185 году. Однако это полотно стало не просто иллюстрацией к «Слову о полку Игореве», но и своеобразным откликом на события современности.
Композиция картины необычна тем, что ее центр смещен вправо, где расположилась фигура Баяна. Этот прием позволяет зрителю лучше рассмотреть лица слушателей и прочувствовать их эмоции. Сам Баян предстает перед нами как седовласый старец в белой рубахе, играющий на огромных гуслях. Его рука поднята к небу, словно он пророчествует о будущем.
Князь Игорь изображен в богатых одеждах – расшитом узорами плаще и зеленом кафтане. Его лицо сурово и решительно. Рядом с ним – юный сын, чье присутствие подчеркивает важность момента. Вокруг князя расположились его дружинники, каждый со своим характером и настроением. Кто-то глубоко задумался, кто-то не может сдержать эмоций, закрыв лицо рукой.
Васнецов мастерски использует символизм в картине. Хмурое небо и порывистый ветер словно предвещают трудности предстоящего похода. Панорама русских полей и лесов на заднем плане напоминает о том, за что готовы сражаться эти воины. Детали вооружения и одежды, тщательно выписанные художником, не только создают историческую достоверность, но и подчеркивают торжественность момента.
Картина «Баян» занимает особое место в творчестве Васнецова и в русском искусстве в целом. Она не просто воскрешает страницу истории, но и заставляет задуматься о вечных темах – мужестве, долге, любви к родине. Васнецов создал полотно, которое и сегодня волнует зрителей, пробуждая интерес к прошлому и заставляя размышлять о будущем нашей страны.