Пример сочинения 1
План:
I. Вступление: представление комедии «Недоросль» и ее жанровых особенностей.
II. Основная часть:
а) система персонажей в комедии;
б) образ Митрофанушки и влияние семьи на его формирование;
в) роль образования в воспитании личности.
III. Заключение: значимость произведения для современного читателя.
Комедия «Недоросль», созданная Денисом Ивановичем Фонвизиным в XVIII веке, является ярким образцом классицизма в русской литературе. Автор мастерски использует приемы этого направления, в том числе говорящие фамилии, чтобы раскрыть основную проблематику произведения – вопрос о правильном воспитании молодого поколения.
В пьесе четко противопоставлены положительные и отрицательные персонажи. К первым относятся умные и честные герои, такие как Правдин и Стародум. Они выступают против трусости, лжи и несправедливости. Стародум особенно подчеркивает важность воспитания в ребенке чувства собственного достоинства. На противоположном полюсе находятся Простаковы и их окружение, олицетворяющие невежество и грубость.
Центральной фигурой комедии является Митрофанушка – шестнадцатилетний юноша, чье имя стало нарицательным для обозначения необразованного, ленивого молодого человека. Его характер сформировался под влиянием матери, госпожи Простаковой, которая, несмотря на свою любовь к сыну, передала ему все свои негативные качества: жадность, грубость, жестокость. Избалованный материнской любовью, Митрофан вырос эгоистичным и равнодушным к чувствам других людей.
Фонвизин подчеркивает роль образования в формировании личности. Хотя у Митрофанушки есть учителя, они сами являются недоучками и не могут дать ему достойного образования. Кутейкин и Цифиркин не требуют от своего ученика усердия, а сам процесс обучения не вызывает у Митрофана никакого интереса. В результате юноша растет невеждой, не способным к самостоятельному мышлению и анализу.
Комедия «Недоросль» не теряет своей актуальности и в наши дни. Она заставляет задуматься о важности правильного воспитания и образования, показывая, к каким печальным последствиям может привести пренебрежение этими аспектами. Произведение Фонвизина служит предостережением как для родителей, так и для молодых читателей, напоминая о ценности знаний и нравственных качеств в формировании достойной личности.
Д.И. Фонвизин «Недоросль» – 2 образец сочинения для 8 класса
План:
I. Вступление: значимость произведения в русской литературе.
II. Основная часть:
а) образ Митрофанушки;
б) влияние госпожи Простаковой;
в) противопоставление персонажей.
III. Заключение: актуальность проблемы воспитания.
Комедия «Недоросль» занимает особое место в русской литературе XVIII века. В этом произведении Денис Иванович Фонвизин поднимает вечные вопросы о роли образования и правильного воспитания в жизни человека.
Центральным персонажем комедии выступает Митрофанушка – типичный представитель молодого поколения дворян того времени. Он абсолютно не заинтересован в получении знаний, проводя дни в праздности и развлечениях. Его учёба – лишь видимость, созданная для соблюдения указа Петра I, по которому дворянские сыновья обязаны были получить образование до 20 лет.
Главную роль в формировании личности Митрофанушки сыграла его мать – госпожа Простакова. Её слепая любовь и потакание всем прихотям сына привели к тому, что он вырос себялюбивым и ленивым человеком. В доме Простаковых царит атмосфера невежества, где неграмотность считается чуть ли не достоинством, а учителя, нанятые для молодого барина, сами едва знают свой предмет.
Автор умело противопоставляет отрицательным героям положительные образы Стародума и Правдина. Эти персонажи воплощают идеал просвещённого дворянина, для которого честь, образование и трудолюбие стоят выше богатства и знатности происхождения.
Финал комедии закономерен и поучителен: Митрофан, избалованный материнской любовью, в трудную минуту отворачивается от Простаковой, показывая истинное лицо человека, выросшего в атмосфере вседозволенности и пренебрежения к знаниям. Этот сюжет, созданный более двух веков назад, не теряет актуальности и сегодня, напоминая о важности правильного воспитания и необходимости развития личности.
Сочинение по комедии «Недоросль»» (3 вариант, кратко)
В своей знаменитой комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизин изображает острую социальную сатиру на нравы помещичьего общества XVIII века. Центральной темой произведения становится проблема образования и воспитания молодого поколения дворян.
Главный герой Митрофан олицетворяет результат неправильного воспитания. Его мать, госпожа Простакова, считает образование пустой тратой времени. В их доме учителя подобраны не по знаниям и умениям, а по дешевизне. Обучение превращается в фарс: Митрофан не может выучить даже простейших вещей, зато мечтает поскорее жениться и получить наследство.
Автор показывает, как безграничная власть помещиков над крепостными и отсутствие стремления к саморазвитию приводят к деградации личности. Простакова, жестокая с крестьянами и слугами, но безмерно балующая сына, не понимает, что своими действиями губит его будущее. Закономерным итогом такого воспитания становится предательство Митрофана, который в трудную минуту отрекается от матери.
Фонвизин подчёркивает, что истинное дворянство заключается не в происхождении, а в образованности, честности и трудолюбии. Эти качества воплощены в образах Стародума и Правдина, которые противопоставлены невежественным Простаковым и Скотинину.