Пример сочинения 1
План:
I. Вступление: роль воспитания в формировании личности.
II. Основная часть:
а) детство Ильи Обломова;
б) влияние няни;
в) школьные годы и университет.
III. Заключение: последствия воспитания для судьбы героя.
Воспитание и образование во многом определяют жизненный путь человека. Роман И.А. Гончарова «Обломов» наглядно показывает, как детские годы и полученное образование могут повлиять на всю дальнейшую судьбу. Главный герой, Илья Ильич Обломов, стал жертвой устаревшей системы воспитания, не подготовившей его к реальной жизни.
Детство Ильи прошло в атмосфере безмятежности и покоя. Обломовка, родовое поместье семьи, была местом, где время словно остановилось. Здесь не происходило ничего нового, жизнь текла по давно заведенному порядку. Маленький Илья рос в обстановке всеобщей лени и праздности. Любая его прихоть мгновенно исполнялась, а любое проявление самостоятельности тут же пресекалось заботливыми родителями. Ребенка убеждали, что барину не пристало утруждать себя – для этого есть слуги.
Особую роль в воспитании Обломова сыграла няня. Ее сказки и предания будоражили воображение мальчика, рисуя в его голове картины волшебного мира, где герои побеждают без усилий, а все желания исполняются по мановению волшебной палочки. Эти фантазии настолько глубоко проникли в сознание Ильи, что даже повзрослев, он продолжал тосковать по сказочной жизни, где не нужно прилагать усилий для достижения целей.
Школьные годы стали для Обломова настоящим испытанием. Он не понимал, зачем нужно учиться, и воспринимал уроки как мучение. Родители не придавали большого значения образованию, считая, что их сыну вполне хватит и тех знаний, которыми обходились его предки. В университете Илья Ильич учился без интереса, лишь подчиняясь воле родителей. Он получил диплом, но так и не научился применять полученные знания на практике. Единственное, что привлекало Обломова в учебе – это поэзия, созвучная его романтичной натуре.
Такое воспитание и образование сформировали личность Обломова, неспособную к активной деятельности и изменениям. Илья Ильич вырос добрым и мечтательным человеком, но абсолютно беспомощным в реальной жизни. Его природные способности остались нераскрытыми, а жизнь превратилась в бесконечное лежание на диване. Трагедия Обломова заключается в том, что система воспитания, основанная на устаревших представлениях, не подготовила его к вызовам современного мира, обрекая на прозябание и духовную гибель.
Воспитание и образование Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов» – 2 образец сочинения для 10 класса
План:
I. Вступление: значение воспитания в формировании личности.
II. Основная часть:
а) детство Обломова в Обломовке;
б) отношение к учебе и книгам;
в) черты характера, заложенные с детства.
III. Заключение: влияние воспитания на судьбу Обломова.
Детство играет ключевую роль в становлении человека. Именно в ранние годы закладываются основы характера, привычки и жизненные ценности. Роман И.А. Гончарова «Обломов» ярко показывает, как воспитание может определить судьбу человека.
Илья Ильич Обломов рос в уютном семейном гнезде — имении Обломовка. Здесь царила атмосфера покоя и неги. Дни текли размеренно, без забот и тревог. Маленького Илюшу окружали любовью и заботой. Родители и слуги исполняли любой его каприз. Мальчику не позволяли ничего делать самому, боясь, что он устанет или поранится. Такая чрезмерная опека лишила Обломова самостоятельности и воли. Он привык, что все делают за него, и сам не хотел шевелить пальцем.
В Обломовке не ценили образование. Книги считались бесполезной забавой. Поэтому учеба давалась Илье с трудом. Он не понимал, зачем зубрить непонятные предметы. Школа и университет были для него мучением. Только поэзия находила отклик в его душе. Обломов любил помечтать под звуки стихов. Но даже любимые книги он редко дочитывал до конца — не хватало усидчивости.
Детство в Обломовке сформировало противоречивый характер героя. С одной стороны, Илья Ильич вырос добрым, чутким, способным восхищаться красотой. С другой — он стал ленивым, пассивным, не готовым к трудностям реальной жизни. Обломов не умел ставить цели и добиваться их. Любое дело он бросал на полпути. При этом в глубине души он страдал от своей бесполезности, мечтал о высоком предназначении человека.
Судьба Обломова показывает, как важно правильное воспитание. Чрезмерная родительская опека и отсутствие стимулов к развитию погубили талантливого человека. Обломов не смог преодолеть инерцию детства и растратил свой потенциал. Его пример учит, что детям нужно прививать трудолюбие, целеустремленность и ответственность. Только тогда они смогут найти свое место в жизни и реализовать себя.
Сочинение: Воспитание и образование Обломова (3 вариант, кратко)
Воспитание главного героя романа И.А. Гончарова «Обломов» началось в родовом имении Обломовка. Здесь жизнь текла неторопливо, главными ценностями были покой и комфорт. Маленького Илюшу баловали и оберегали от любых трудностей. Ребенку не позволяли проявлять самостоятельность, считая это опасным. Такая атмосфера сформировала у Обломова привычку к праздности и неспособность преодолевать препятствия.
Образованию в семье Обломовых не придавали значения. Учеба воспринималась как докучливая обязанность. Илья учился сначала в пансионе, потом в университете, но без интереса и усердия. Он стремился лишь получить аттестат, не вникая в суть наук. Только поэзия находила отклик в душе Обломова. Но даже любимые книги он редко дочитывал из-за лени и рассеянности.
Воспитание и образование Обломова привели к печальным последствиям. Герой вырос добрым и чутким, но абсолютно не приспособленным к жизни. Он не умел трудиться, ставить цели и добиваться их. Обломов проводил дни в праздных мечтаниях, не находя в себе сил что-то изменить. При этом он страдал от сознания своей никчемности. Так «обломовщина» — явление социальной апатии — погубила талантливого человека. Пример Обломова показывает, как важно воспитывать в детях трудолюбие и целеустремленность.